Модель ERP УП 2.0. Прямые затраты

Публикация № 308502

Управление - Теория учета

ERP прямые затраты производство

35
Новый программный продукт "1С: ERP Управление предприятием 2.0" имеет хорошие перспективы использования и множество интересных наработок. Но, как у любого инструмента, у него есть особенности применения, которые могут стать ограничениями.

   В предлагаемой модели решается сугубо практическая задача: прогон примера с данными производственного учета предприятия, на котором давно и успешно работает программа-предшественник, а именно 1С:УПП 1.3.

(См. Модель 1С:УПП Прямые затраты и УПП:история одного внедрения)

   В результате прогона нужно сделать выводы о преимуществах новой программы перед уже используемой 1С:УПП и о возможных доработках.

Область моделирования

   Прежде чем впечатляться планированием, в новом программном продукте нужно сопоставить возможности производственного учета и его потребности на конкретном предприятии. По крайней мере, при внедрении 1С:УПП именно особенности производства влияли на выбор конфигурации для внедрения.

(См. 1С:УПП. Узкие места широких возможностей)

   Поэтому в область моделирования включаем:

  • Первичную настройку программного продукта.
  • Ввод спецификаций на 1 однопередельную продукцию и 1 продукцию с промежуточным полуфабрикатом.
  • Расчет плановой себестоимости продукции.
  • Создание заказов на производство.
  • Создание документов, отражающих выполнение заказа сменным мастером:
    • списание ТМЦ на продукцию;
    • выработку сотрудников;
    • выпуск продукции.
  • Ежедневный контроль над сверхнормативным расходом ТМЦ.
  • Сопоставление плановой и фактической себестоимости.
  • Ежедневный контроль над валовой прибылью.

Особенности первичной настройки

   Что удивляет  при первичной настройке 1С:ERP УП 2.0?

Масштабируемость. В конретной базе с помощью многочисленных констант определяются самые разные возможности ведения учета: от количества организаций в базе до количества складов и видов номенклатуры (один или много).

Настройка счетов учета. Для тех организаций, у которых затраты по основному производству собираются на счетах, отличных от счета «20. Основное производство», будет очень удобна настройка проводок по документам с учетом их отраслевых особенностей. Например, для животноводства таким счетом является счет «11. Животные на выращивании и откорме». Другим примером являются рекомендации использовать 30-е счета, утвержденные Приказом Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 № 33.

(См. Раздельный учет доходов и расходов по услугам связи в «1С: УПП»)

   Такие же настройки делаются для расчетов с контрагентами, доходов и расходов, ТМЦ в эксплуатации. Наиболее сложной, на мой взгляд, становится настройка складского учета запасов собственной номенклатуры. Придется указать каждую используемую комбинацию склада и группы финансового учета номенклатуры, влияющую на счет учета.

Например:

Порядок отражения номенклатуры

Учет по подразделениям. Непривычным моментом является то, что учет по подразделениям в бухгалтерском учете можно и не вести, а если такую возможность вы используете, установив флаг в соответствующей константе, то это будет совсем не тот справочник, который используется в кадровом учете.

«Сколько вешать в граммах?»

   Разделение производств на «сборочные» и «процессные» весьма условно. Так в терминах «1С» к «сборочным» относятся не только предприятия по сборке машин, но и предприятия по производству и фасовке круп, вафель или полиэтиленовых пакетов. Во всех этих случаях из отдельных ингредиентов получается некая продукция сразу или через полуфабрикаты.

   Но если в итоге сборки автомобиля всегда должны быть «затрачены» 4 колеса, то в процессе производства пакетов, круп или вафель состав и количество ингредиентов может меняться. Эти изменения могут быть утверждены технологом, а могут произойти в процессе производства. Например, замена дорогих ингредиентов более дешевыми компонентами. Другой пример: в результате небольших недовложений может получиться большее количество продукции. И эта «лишняя» продукция часто становится объектом хищений.

   Для подобных производств норматив часто рассчитывается и контролируется на 1000 кг продукции или полуфабриката. Возвратные отходы в конкретном нормативе составляют 12,35 кг или примерно 1%. В 1С:УПП, введя спецификацию на 1000 кг, можно легко получить программный расчет нормативных затрат сырья на 700 кг по документу Задание на производство или на 732 кг по фактическому выпуску в Отчете производства за смену.

   В 1С: ERP УП 2.0 расчет нормативов может происходить только кратно количеству в спецификации. Если расчет выпуска ведется с точностью до 1 кг, то и норматив в ресурсную спецификацию нужно вносить на 1 кг. А если, не дай бог, конечно, выпуск за смену составит 732,5 кг… Такое бывает часто, когда в производственных цехах стоят весы, которые взвешивают номенклатуру с точностью до 100 г. И взвешивается не вся продукция сразу, а мелкими партиями. Потом веса этих мелких партий складываются.

   Вспомним о возвратных отходах. Если вносить спецификацию на 1 кг, то выход возвратных отходов в спецификацию нужно вносить в граммах, или в килограммах с округлением. А производство, хотя и весьма среднее по объемам, но при округлении количества возвратных отходов за месяц может потерять более 100 тысяч рублей. Плюс при округлении теряется уже выверенная в 1С:УПП схема учета баланса сырья и продукции (модель с балансом сырья и продукции в 1С:УПП планируем сделать следующей публикацией).

Другой вариант: возвратные отходы вносим в спецификацию в граммах. Тогда и выпуск возвратных отходов по факту придется приходовать в граммах, иначе не получим корректное сравнение в документах и отчетах, плюс стоимость возвратных отходов придется делать не 1 руб./кг, а 0.01 руб./г, что в десять раз больше. И еще представьте лица мастеров, «суровых челябинских мужиков», которые увидят в базе, например, цифру 3673 г. И это после двенадцатичасовой рабочей смены…

   Хочется ввести новую единицу измерения «100 грамм» и использовать ее при внедрении…

   Есть еще проблема. На рассматриваемом предприятии в 1С:УПП мастер вводит на каждый продукт два документа: Отчет производства за смену (ОПЗС) и Требование-накладную. В 1С:ERP УП 2.0 количество документов возросло минимум до четырех в релизе 2.0.7 и до пяти в релизе 2.0.9:

Структура подчиненности Заказа на производство 

   После окончания смены мастеру «светит» уже не 40 минут дополнительной работы, а где-то 1,5 часа. Придется думать о какой-то обработке, которая минимизирует трудозатраты мастеров.

   Вот и получается, что без доработок применить новый продукт на предприятии, привыкшем к некоторым удобствам 1С:УПП, не получится.

Сомнения

   Однозначно, что если производству заказали два танка, то три танка оно выпускать не будет. Но если предприятие выпускает не танки, а пакеты и другую мелочевку, как в нашем случае? Заказ на производство составляется с учетом хорошей загрузки в течение смены людей и оборудования. Но «стахановский порыв» никто не запрещает. Мало того, предприятие старается стимулировать перевыполнение плана. Если такое перевыполнение становится обычным, то корректируется норма выпуска и оплаты труда. В 1С:УПП эти нюансы работы предприятия не являлись проблемой. В 1С:ERP УП 2.0. передача материалов в производство по Заказу на производство возможна в количестве, не превышающем плановые данные. Материалы, превышающие плановое количество, придется «досписывать» еще одним документом Передача в производство без указания Заказа. И в «связке» документов, получаемых по Структуре подчиненности Заказа на производство, этот документ не виден. И если там будет ошибка, то быстро обнаружить ее мастеру смены не получится.

   В этой связи вызывает сомнение еще одна особенность 1С:ERP УП 2.0. Предполагается, что материалы со склада сразу списываются в производство, а остатки нераспределенных на продукцию материалов либо «болтаются» в НЗП, либо оформляются документом Возврат из производства.

   Для мастера количество оформляемых документов возрастает до 7 на 1 продукцию, а время дополнительной работы около 2-х часов.

   Хорошо еще вспомнить, что материалы с главного склада на производственные участки перемещаются, в основном, в заводской упаковке: если нужно 20 кг сырья, а мешок весит 50 кг, то кладовщик передаст мастеру мешок. Иными словами, реально на производство часто будет попадать материалов больше, чем требуется по Заказу на производство. И списывать их полностью в производство, т.е. в НЗП, нельзя потому, что НЗП на рассматриваемом предприятии нет, в том смысле, что «сколько списано, столько и распределено», так как процесс выпуска единицы продукции очень короток. А еще нужно учесть, что до сих пор на предприятии работает налаженная схема «пересдачи смены». Когда мастер, он же материально-ответственное лицо, под роспись пересдает остатки ТМЦ в конце своей смены другому МОЛ, он оформляет пересдачу с помощью отчета Товары на складах в 1С:УПП. Этот отчет можно построить с отбором по дате-времени, т.е. так, чтобы попадали документы только по дневной (меньше или равно 20 часов) или ночной (больше 20 часов) в течение суток. А еще можно было сортировать по Ответственным в документах. Пока в 1С:ERP УП 2.0 такой возможности нет.

   Вызывает сомнение еще один факт. В отчете Плановая и фактическая себестоимость выпущенной продукции сравниваются затраты на плановое количество выхода продукции с фактическими затратами на фактическое количество выпуска. Иными словами, после выпуска продукции есть три значения количества затрат:

  • К1=Плановое количество выпуска * Норматив затраты;
  • К2= Фактическое количество выпуска*Норматив затраты;
  • К3= Фактическое количество затраты на фактическое количество выпуска.

   В 1С:ERP УП 2.0 сравнивается К1 и К3. В 1С:УПП 1.3 сравнивается К2 и К3. Для первого варианта сравнения можно легко пропустить, как «нормальную» следующую ситуацию: запланировали выпустить 3 автомобиля с 4 колесами у каждого. Выпустили 2 автомобиля и затратили 9 колес.

  • К1= 3*4=12,
  • К2=2*4=8
  •  К3=9.

В 1С:ERP УП 2.0 вы будете сравнивать затрату «колеса» 12 шт. и 9 шт.. На больших объемах вы и не заметите, что некоторые автомобили и вас «обули» в лишние колеса. Другое дело, если сравнение идет с нормативом на фактически выпущенное количество продукции, тогда сразу видно, что 8<9.

   Впрочем, описывать возможности новой программы все равно, что составлять карту района активной вулканической деятельности.

Мечты

   Конечно, очень хочется решить проблемы снабжения, под которые заточена новая программа.   Есть что-то интересное в документообороте 1С:ERP УП 2.0, при котором на один Маршрутный лист можно вносить много документов Выпуск продукции и работ. Например, можно было бы снимать данные о выработке продукции напрямую с производственного оборудования.

   Но два хороших программиста, мнению которых я доверяю, охладили мой энтузиазм. По их оценке сложна не только доработка этого программного продукта, но даже корректная оценка связей объектов между собой. А в наших краях с супер специалистами туго. Да и дорабатывать продукт, который сам быстро меняется, занятие неблагодарное.

   Есть ли надежда на то, что 1С: ERP УП 2.0 со временем обретет полезные наработки 1С:УПП? Не знаю, но надеюсь.

«Не думай о секундах свысока»

   Безобидная, на первый взгляд, мысль воссоздать в модели точную копию данных, включая даты и время документов, использованных в модели 1С:УПП, упомянутой ранее, натолкнулась на сложное препятствие — время. Заточенность программы 1С:ERP УП 2.0 вести учет буквально «сейчас» настолько высока, что при создании модели мне пришлось переводить дату в системных часах компьютера, создавая некоторые документы «задним числом». Однажды, забыв про перевод даты, не смогла войти в mail.ru – сертификат безопасности считался недействительным.

   P.S. Я недавно приняла новое лекарство, но не обратила внимание на возможные побочные эффекты. Было ОЧЕНЬ плохо.

ВЫВОД: любое новое «лекарство» нужно применять с осторожностью.

   P.P.S. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Смотрите сами, модель перед вами. Как и для предыдущей модели, прилагается пошаговая инструкция ее создания «с нуля» для начинающих пользователей 1С:ERP УП 2.0. А проблемные вопросы можно посмотреть в готовой модели, которую можно восстановить на основе чистой базы с релизом 2.0.9.25 или 2.0.9.70. 

Поработав с моделью, вам будет легче воспринимать информацию на больших курсах по новой конфигурации.

Вы сможете сами составить модель прямых затрат для своего предприятия. А можете обратиться ко мне - поработаем вместе.

Состав поставки модели

В состав поставки модели «1С:ERP УП 2.0. Прямые затраты» входят:

1. Модель (выгрузка данных *.xml из релиза 1С:ERP УП 2.0.9.25 или 1С:ERP  УП 2.0.9.70);

2. Обработка для загрузки модели в чистую базу 1С:ERP УП 2.0.9.25 или 1С:ERP  УП 2.0.9.70   (*.epf );

3. Инструкция по установке модели (*.doc);

4. Содержание заданий (*.doc, 14 страниц);

5. Инструкции к выполнению заданий (формат*.mht, всего 100 МБ).

Все файлы упакованы в архив (72МБ)

Бесплатная техническая поддержка - в течение одного месяца с момента приобретения.

Удачи!

Гарантия возврата денег

ООО "Инфостарт" гарантирует Вам 100% возврат оплаты, если программа не соответствует заявленному функционалу из описания. Деньги можно вернуть в полном объеме, если вы заявите об этом в течение 14-ти дней со дня поступления денег на наш счет.

Программа настолько проверена в работе, что мы с полной уверенностью можем дать такую гарантию. Мы хотим, чтобы все наши покупатели оставались довольны покупкой.

Для возврата оплаты просто свяжитесь с нами.

35

Скачать файлы

Наименование Файл Версия Размер
31.05.2017

1000 руб.
2.0.9.25 3
Цена до 22.08.2019
900 руб.
1000 руб.

Моментальная
доставка

31.05.2017

1000 руб.
2.0.9.70 0
Цена до 22.08.2019
900 руб.
1000 руб.

Моментальная
доставка

31.05.2017
0 1000 руб.


Новый вопрос

E-mail*
Тема (вопрос)*

См. также

Специальные предложения